В рамках исследования группа исследователей из разных стран провела девять различных экспериментов в 15 группах добровольцев из трех стран. Они исследовали вопрос о том, может ли скука быть важным фактором в том, будет ли кто-то проявлять садистское поведение. Хотя некоторые люди могут воспринимать скуку как положительный момент, большинству она кажется неприятной, поскольку она сигнализирует о том, что текущая деятельность не приносит удовлетворения. Ученые проверили гипотезу о том, что скука может увеличить вероятность садистского поведения у людей, которые считают это подходящей формой поведения.
В первом исследовании ученые оценили скуку и ряд аспектов личности с помощью онлайн- и офлайн-анкет в шести разных группах добровольцев. Во всех шести группах люди, которые в повседневной жизни испытывали хроническую скуку, проявляли больше садистских наклонностей, чем те, кому было скучно меньше.
Во втором исследовании команда оценила онлайн-троллинг, форму садизма в Интернете. В этом исследовании была обнаружена статистически значимая связь между троллингом и скукой, показывающая, что скучающие люди с большей вероятностью будут троллить других в Интернете.
В третьем исследовании ученые изучали садизм в армии, используя форму онлайн-исследования. Они обнаружили, что военнослужащие, которые испытывали большую скуку, также с большей вероятностью проявляли садистское поведение по отношению к своим сослуживцам.
В четвертом исследовании исследователи изучали садистское поведение родителей по отношению к своим детям. С этой целью были получены данные от 300 родителей с помощью онлайн-анкеты. В целом у родителей низкий уровень скуки и садизма. Тем не менее, статистически значимая связь по-прежнему сохранялась: как скука в повседневной жизни, так и во время ухода за детьми были связаны с садистскими наклонностями.
В пятом исследовании команда исследовала, чаще ли люди, которые испытывали хроническую скуку в своей повседневной жизни, испытывали садистские фантазии, чем люди, которым скучно меньше. Результаты снова были очевидны: была сильная связь между скукой и садизмом. Люди, которые испытывали большую скуку в своей повседневной жизни, сообщали, что у них больше шансов испытать садистскую фантазию.
Взятые вместе, эти пять исследований продемонстрировали убедительные эмпирические доказательства связи между скукой и садистским поведением в разных группах и контекстах.
В шестом исследовании исследователи использовали реальный психологический эксперимент вместо анкет. В этом исследовании участников случайным образом распределили либо в группу скуки, либо в контрольную группу. В обеих группах им предстояло посмотреть видео по 20 минут. В то время как скучающая группа смотрела скучное видео с водопадом, в котором ничего особенного не происходило, контрольная группа смотрела интересный документальный фильм об Альпах. В обоих условиях участники имели возможность убить живых личинок, измельчив их в модифицированной кофемолке. Участники не знали, что личинки на самом деле не были убиты.(Участникам сказали об этом только после того, как эксперимент закончился.)
Участникам сказали, что они могут решить, хотят ли они измельчить несколько личинок или нет. В целом, 89,9% участников не измельчали личинок, что свидетельствует о редкости садистского поведения. Однако 13 участников фактически поместили одну или несколько личинок в измельчитель, думая, что убивают их. Интересно, что только один человек из контрольного условия поместил личинку в кофемолку, в то время как остальные 12, которые сделали это, пришли из условий скуки. Это различие было статистически значимым, показывая, что скука увеличивает вероятность того, что личинка попадет в кофемолку. В отличие от данных анкет из исследований с 1 по 5, этот эксперимент не только показал, что существует связь между скукой и садизмом, но и что скука действительно может вызывать садистское поведение.
В исследовании 7 участники снова были протестированы в двух группах: одна смотрела скучное видео с камнем, а другая смотрела более захватывающее видео, в котором два фокусника выполняют трюки. Здесь им не предлагали измельчать личинок, но предлагали уменьшить или увеличить плату, которую получит другой доброволец за участие в эксперименте. Как и в исследовании 6, только несколько человек проявили садизм. Более 92% участников не решили снизить оплату другому человеку. Большинство участников (89,1%) фактически добавили деньги в оплату другому лицу. И снова скука повлияла на садизм: в то время как только 5,1% в группе, которая смотрела интересное видео, забирали деньги у других участников, 11% из группы, которая смотрела скучное видео с камнем, сделали это. Важно отметить, что проявление садизма у кого-то также зависело от его личности. Только у тех людей, у которых была предрасположенность к садизму в своей личности, скука действительно приводила к садистскому поведению. Для людей, у которых не было садистских наклонностей, скука почти не действовала.
Исследования 8 и 9 были сосредоточены на роли альтернатив. В этих исследованиях ученые изучали, в какой степени наличие альтернативы демонстрации садистского поведения влияет на соотношение скуки и садизма. В исследовании 8 использовалась та же экспериментальная парадигма, что и в исследовании 7, но ученые отказались от позитивной альтернативы - фактически давать деньги другому участнику вместо того, чтобы брать их. Здесь 36,1% людей в состоянии скуки проявили садистское поведение, в то время как только 21,7% из контрольной группы проявили себя. Команда также проверила вторую контрольную группу, которая вообще не смотрела видео. В этой группе 15,4% проявили садистское поведение.
Исследование 9 было похоже на исследование 8. Здесь одна группа участников была отнесена к той же экспериментальной парадигме, что и в исследовании 8. Кроме того, вторая группа участников была назначена на так называемое наказание третьей стороной. В этой группе участникам сказали, что они должны выбрать наказание для одного игрока в игре с распределением денег. В этой игре одному человеку было отдано 100% денег, а другому 0%. Тогда первый человек решил, что он взял себе 70% денег, а другому человеку отдал только 30%. Затем участники должны были решить, хотят ли они наказать человека, несправедливо распределившего деньги в свою пользу, отняв у них деньги. Таким образом, участники могли уничтожить чужую плату без каких-либо последствий для себя. Здесь наблюдался интересный эффект. В то время как большинство людей в условиях, сопоставимых с исследованием 8, давали деньги вместо того, чтобы брать их, это отличалось от условий наказания третьей стороны. В таком состоянии всего 29.2% участников не уничтожили чужой доход. Это показывает, что реактивная агрессия после восприятия несправедливости более вероятна, чем нереактивная агрессия. Важно отметить, что в обоих случаях скука увеличивала вероятность того, что участник разрушит платеж другого человека.
В целом девять экспериментальных парадигм в рамках этого исследования показали, что скука может побуждать людей причинять вред другим, чтобы получить удовольствие. Эта связь кажется верной в нескольких различных контекстах. Однако, действительно ли скука приводит к садистскому поведению, также зависит от личности человека. Только те люди, которые проявляют склонность к садизму в своей личности, действительно проявляют садистское поведение, когда им скучно. Для большинства людей скука не приводит к садистскому поведению.
Учитывая актуальность онлайн-троллинга, родительской агрессии и других видов садистского поведения, результаты этого исследования имеют важное значение. Программы, направленные на сокращение онлайн-издевательств или других повседневных форм садистской агрессии, могут выиграть от включения мер по снижению скуки у потенциальных агрессоров.