При поднятии деликатных или животрепещущих вопросов мы испытываем страх сделать другим неудобно и оставить их с плохим впечатлением от нас.
Действительно, спрашивать кого-то, одиноки ли они, или о мужчине, в кого они тайно влюблены, может быть действительно неудобно. Это ничто по сравнению с неудобным разговором, который у нас будет, когда выяснится, что мы оба пытаемся встречаться с одним и тем же человеком.
Чтобы не причинять другим неудобства, люди предпочитают упускать возможность узнать что-то важное, даже если некоторые из этих тревог только в нашей голове. Скорее всего, человека этот вопрос совсем не обидит. Коллеги могут стесняться сообщать вам о своей зарплате, но им очень не терпится узнать о вашей.
Чтобы лучше провести какой-либо разговор, мы должны научиться лучше собирать информацию. Все начинается с хорошего вопроса.
Такой вещи, как глупый вопрос не существует
В разговоре люди уравновешивают проблемы и конкуренцию. Они хотят получить информацию и в тот же момент произвести хорошее впечатление. Управление впечатлением - важный социальный навык.
«Есть наивные вопросы, утомительные вопросы, некорректные вопросы, вопросы, заданные после неадекватной самокритики. Но каждый вопрос - это призыв понять мир. Не бывает глупых вопросов ». -Карл Саган
Идея о том, что люди должны чувствовать себя комфортно, задавая глупые вопросы, имеет сильную поддержку. С экономической точки зрения сообщество выигрывает, если у его членов есть вся информация, необходимая для принятия правильных решений. Позволяя людям задавать глупые вопросы, сообщество укрепляет свою способность делиться знаниями.
С другой стороны, эксперты по этикету уже более века предостерегают от неуместных вопросов. Какую бы сторону аргумента ни придерживались люди, прежде чем задавать вопросы, они, вероятно, рассматривают:
Можно ли в этой ситуации не выглядеть глупо? Образ «чайника». Преимущество такого человека в том, что ему не нужно выглядеть так, будто он знает все… И он может задавать важные вопросы, не стесняясь этого.
Готов ли я признать свою неправоту? Одна из проблем с заданием вопроса заключается в том, что мы можем узнать что-то, что нам не нравится. Ответ вполне может быть несовместим с некоторыми из наших убеждений. Люди должны быть достаточно любопытными, чтобы хотя бы учитывать разные точки зрения других.
Наши вопросы передают информацию
Слушатели узнают о нас из наших вопросов. По крайней мере, наши вопросы расскажут слушателю, что нас интересует. Вопросы полезны не только для сбора информации, - они прекрасный инструмент для беседы.
Вопросы можно использовать, чтобы выразить интерес. Людям нравится говорить о себе, и им нравится, когда к ним проявляют интерес. Простое проявление интереса к кому-то поможет установить взаимопонимание и установить социальный контакт.
Вопросы создают возможности для обмена информацией. Вы можете начать разговор, спросив кого-нибудь на определенную тему, а он может ответить, задав встречный вопрос.
Как задавать деликатные вопросы
Самый важный вывод из этого поста - вы должны продолжать задавать вопросы. Редко кто узнает что-то новое из того, что он сам говорит.
Вопросы могут быть социальным минным полем, но правильное решение открывает всю информацию в мире. Как и все остальное, здесь нужна практика:
Будь хорошим человеком. Разговор должен быть не допросом, а дискуссией. Найдите способ создать среду, в которой каждый может безопасно делиться информацией и никогда не использовать вопросы, чтобы унижать других. Поговорите с другим человеком, чтобы убедиться, что ваши вопросы приветствуются.
Делитесь информацией сами. Никто не будет класть все свои карты на стол, пока вы держите их при себе.
Задав вопрос - слушайте. Слушайте ответ и «прислушивайтесь» к невербальным подсказкам. Ваш вопрос мешает? Есть что-то, что они не хотят вам рассказывать? Они говорят правду? Вы понимаете их ответ? Если вы чего-то не поняли, перефразируйте вопрос и задайте еще раз. Мы часто уходим от обсуждений, не полностью понимая некоторые ответы, и ругаем себя за то, что не прояснили их сразу же.
И иногда не говорите ничего, - вопросы часто невербальны. Хорошие интервьюеры знают, когда молчать (неудобно) долго или просто приподнять бровь в нужный момент.
Помните, что вопрос - мощный инструмент. Это позволяет вам получить доступ к информации, которую вы иначе не имели бы, и ваши вопросы также отражаются на вас. Практика ведет к совершенству, и, как писал Вольтер, «легче судить о уме человека по его вопросам, чем по его ответам».