korotkikh-psychologist.ru

Аристотель: практическая мудрость

Мы смотрим на доминирующие модели и перспективы в области изучения мудрости и смотрим, что они говорят. Мы задаем каждому три одинаковых вопроса: Что такое мудрость? Почему она имеет значение? И как её можно применить? Сегодня мы рассмотрим «практическую мудрость» Аристотеля. Хотя в наши дни психологи часто ошибочно формулируют исключительно эгоцентричные термины, основы практической мудрости берут свое начало в Никомаховой этике Аристотеля, которая касается самого глубокого вопроса, с которым мы все сталкиваемся: как лучше всего нам жить?

Что есть мудрость?
Итак, хорошо жить - значит хорошо действовать. Хорошо действовать - значит иметь возможность делать правильные вещи, в нужное время, правильным образом и по правильной причине. А для этого нам нужен особый опыт. Нам нужны умение различать правильный образ действий в любой конкретной ситуации, а также воля или предрасположенность к этому. Это, конечно, непросто, потому что ситуации, в которых мы живем, редко бывают простыми. Напротив, они постоянно меняются, сложны, неопределенны и неоднозначны.

Итак, как же нам лучше действовать? Поскольку особенности нашей жизни настолько уникальны и разнообразны, они не соответствуют заранее разработанным формулам. Вместо этого, Аристотель предполагает, что там, где следование общепринятым правилам не соответствует требованиям реальных жизненных ситуаций, наличие правильного персонажа ставит человека на гораздо лучшую основу.

Но почему добродетельный или правильный характер обязательно должен делать кого-то лучше в искусстве жизни? Согласно словам Аристотеля, истинное значение любого данного действия, которое заслуживает почестей превосходства и процветания, проистекает из его синхронности с предназначением этого действия. Знать предназначение действия - значит знать его истинную цель или цель. Простое наличие практического интеллекта и навыков сопряжено с риском того, что Аристотель называл «сообразительностью» или «проницательностью»: способность эффективно достигать своих целей независимо от правильности, добротности или последствий самих этих целей.

Таким образом, мы видим, что, когда мы действуем, наши действия чаще всего затрагивают других и так или иначе влияют на них. Это означает, что то, что мы делаем, часто неизбежно имеет моральное измерение. Итак, чтобы действовать правильно, нам нужно знать правильные цели, к которым нужно стремиться, но также и мотивировать правильных целей (например, моральную волю), а также средства, позволяющие нам их достичь (например, достоинства характера ). Это практическая мудрость.

Почему она имеет значение?
Несколько убедительных аргументов в пользу того, почему нам следует беспокоиться о практической мудрости. Пожалуй, главная из них - это обеспечение функционирования социальных институтов, составляющих основу нашей цивилизации (например, семьи, общества, наших школ и других образовательных учреждений, предприятий всех видов, больниц, правительственных и судебных организаций, вооруженных сил). что ж, их истинные цели должны быть известны. Эти учреждения пытались направлять и стимулировать своих участников. Однако, во многих случаях сбивали их с пути.

Например, отстраненные от своей более широкой цели образовательные системы, полагающиеся на стандартизированные тесты, могут невольно вытеснить некогда благородные идеалы этих институтов, такие как воспитание характера, творчества и автономии, а не пустое механическое заучивание. Учителя также могут стать участниками этого эффекта размывания, когда они снижают свои стандарты или выбирают развлечение своих учеников для положительной оценки курса, помимо реальной задачи по стимулированию и вдохновению своих учеников на учебу. Мы можем найти это в бесчисленном множестве других областей (например, судебная система, переходящая в простую целесообразность и наказание вместо реабилитации, политики борются за власть, а не за службу, врачи и юристы работают за деньги, а не за людей, новостные агентства делают сенсации ради рейтингов, а не объективно освещают и т.д.)

Не менее важно то, что происходит на индивидуальном уровне. Что значит быть хорошим другом? Супруг? Родитель? Гражданин? То, что происходит с более глубоким, облагораживающим значением этих ролей, к сожалению, это было утеряно.

Как её можно применить?
Одним из направлений её применения является то, что называют «системными преобразователями». Это восходит к первоначальному видению Аристотеля законодателей и государственных деятелей, основной обязанностью которых, по его мнению, было структурировать организации и их практики, чтобы побудить других научиться действовать мудро. То есть их структуры должны стремиться постоянно давать людям опыт, побуждающий к мудрости, а не истощающий ее.

Но все же остается вопрос: если практическая мудрость исходит от этих единиц, можно ли этому научиться? В большинстве случаев психологи отвечают отрицательно, по крайней мере, в узком понимании обучения как чтения книг или прослушивания лекций. Вместо этого они утверждают, что практическая мудрость по определению встроена в реальную практику данной роли или призвания и может быть по-настоящему усвоена только через практическую, живую практику. Иными словами, наряду с развитием технических навыков, человеку необходимо развивать и оттачивать свои моральные навыки и моральную волю.. И с этой целью, согласно Аристотелю, им могут в значительной степени помочь опытные наставники, которые создают вселяющие мудрость опыты и среду, которые одновременно развивают моральные навыки и вдохновляют моральную волю.
Мудрость
Made on
Tilda